Мой близкий друг Илья в студенческую пору не раз говорил об этой книге. Но в те годы я не особо прислушивался к другим, говорил и думал лишь о себе :)
(источник картинки магазин ozon)
Общая оценка: категорически обязательно к прочтению
Собственно о том и вся книга, что людям свойственно говорить, думать и действовать исходя из своих личных интересов. А когда появляется человек, который проявляет интерес не к себе, а к окружающим, это производит разные и, как правило, сильные эффекты.
Я бы охарактеризовал эту книгу следующими словами:
Эту книгу должен прочитать каждый юноша и каждая девушка 16-20 лет. А потом прочитать еще раз в 25. А потом сделать себе конспект и перечитывать его один или два раза в год.
В общем я оценил эту книгу очень высоко и сожалею, что прочитал ее так поздно. С другой стороны, я не уверен, что оценил бы ее по достоинству в студенческие годы.
Особенности книги
- Книгу очень интересно читать. Карнеги - замечательный писатель и строит книгу по-настоящему интересно с первых страниц. В частности, такого эффекта он добивается усердно эксплуатируя истории из жизни известных людей (преимущественно американских, конечно): президентов США, успешных бизнесменов и промышленников, актеров и музыкантов. И вот ради того, чтобы только прикоснуться к этой далекой америке и ее людям-легендам, стоит почитать эту книгу.
- Важное достоинство книги - она состоит из примеров, благодаря чему гораздо легче поверить, что вот эти очевидные все вещи действительно работают и работают эффективно.
- Кстати, если убрать все истории и различные формулировки одного и того же (ох, не поворачивается язык такую качественную литературу называть водой!), то книга ужмется в десяток страниц замечательных советов.
- Но при этом книга состоит из совершенно очевидных советов! Не спорь, улыбайся, будь чистосердечен и т.п. Но благодаря постоянным практическим примерам в голову закрадывается простая мысль: да, это очевидно, но оно работает! Так может стоит воспользоваться этим очевидным? Впрочем, к сожалению, далеко не всем очевидно многое из того, о чем пишет Карнеги
- И в этой и в другой книге, которую я сейчас читаю, Карнеги активно использует цитаты из библии. Это не хорошо, не плохо, просто будьте готовы к этому. Ну и опять таки, разве поспоришь, что "не убий" - это хороший совет? :)
- Аудиоверсия книги идет просто на ура!
Конспект
Как всегда для своего же удобства сохраняю конспект.
Часть 1. Основные тезисы
- Каждый человек думает о себе в основном хорошее. Даже распоследний преступник будет удивляться, за что его осуждают, он же хотел как лучше.
- Как следствие, на любую критику первая и нормальная реакция любого человека будет одна: защищаться и оправдываться. При общении с коллегами это будет выражаться в следующем: любой профессионал в своем деле легко найдет с десяток отговорок.
- Критика и упреки - самое бесполезное и вредное, что можно сделать. пытаясь получить от человека изменение поведения.
- Существует только один способ убедить кого-то что-то сделать - заставить человека самому захотеть это сделать.
- Цитата "По каким-то странным причинам рыба предпочитает червей. Поэтому, когда ужу рыбу, думаю не о том, что люблю я, а о том, что любит рыба, и на крючок не землянику со сливками, отнюдь, а подвешиваю на крючок для рыбы червяка или кузнечика и говорю: «Не угодно ли отведать вот это?»"
- Глупо любое общение (а особенно деловую переписку) начинать с того, что нужно тебе. Начни с того, какие выгоды получит адресат или почему именно ему интересно это сообщение. Необходимо возбудить в нем желание, а дальше он сам сделает все что нужно.
Часть 2. шесть способов располагать людей к себе. Основные тезисы
- Проявляйте искренний интерес к другим людям.
- Говорить не о себе, а спрашивать других, как дела, что это за удивительный портрет, а эту рамку Вы сами сделали и т.д. и т.п.
- Чтобы показаться интересным и удивительным человеком, чтобы запомниться и расположить к себе необходимо интересоваться этим человеком и тем, что интересно именно ему.
- Улыбайтесь людям. В книги даны замечательные примеры и объяснения, почему это работает. Здесь не буду приводить пол книги, просто скажу - да, это работает и это важно!
- Для человека звучание его имени - это самый важный звук в человеческой речи.
- Старайтесь чаще обращаться по имени, старайтесь запоминать и записывать имена.
- При знакомстве, чтобы запомнить имя, сразу, как его вам назвали, старайтесь целенаправленно минимум трижды обратиться по имени к собеседнику в начале разговора.
- Не из Карнеги, конечно, но еще одно подтверждение: у пикаперов есть байка, что чтобы девушка растаяла, нужно назвать ее по имени что-то вроде сорока раз за короткий промежуток времени
- Будьте хорошим слушателем, поощряйте говорить о себе, а не сами говорите
- Фактически, это логическое продолжение первого совета
- Если вы активно слушаете и фактически сами ничего не говорите, то потом человек решит, что вы были очень хорошим собеседником, умным и интересным. Даже если вы реально молчали и вообще не в теме. Такое запоминается.
- Ведите разговор в круге интересов собеседника
- Фактически, это комбинация или дубль совета 1 и 5. В книге снова приводятся замечательные примеры
- Давайте людям почувствовать их значимость и делайте это искренне
- Многие из советов, которые дает Карнеги, лежат в области манипулятивных техник. А манипуляции - это краткосрочно действующая магия, после рассеивания которой у оппонента остается понимание, что его облапошили. Ничего хорошего от применения манипуляций в долгосрочной перспективе ждать не приходится. Но, Карнеги неоднократно говорит об искренности в своей книге. И если Вы сделали человеку комплимент, искренне. То это не лесть, не манипуляция. Вы просто сделали человеку приятно.
- А по сути данного совета: людям важно слышать, что они чем-то выдающиеся, что они как-то значимы. Старайтесь начать общение с того, что обратите внимание на что-то, что скорее всего подчеркивает достоинства и достижения собеседника. Это может быть отличительная черта внешности, которой собеседник может гордиться (шикарные волосы, например), это может быть какой-то диплом на стене (значит данное достижение может что-то значить для человека) и т.п. подумайте о том, что для этого человека важно, чего он добился или чем он выделяется и может дорожить.
- Отличный пример из книги был про полицейского. Общая суть в том, что маленькому человеку хочется власти. Дайте ему упиться этой властью, чтобы получить от него что-то взамен. Дайте ему почувствовать свою значимость. подыграйте ему.
Часть 3. Двенадцать способов склонять людей к своей точке зрения. Основные тезисы
- Не спорьте. Даже если вы стократно правы, даже если заблуждение человека вредно для него. Не спорьте! Потому что спор - это вражда, это неприятные эмоции. Особенно если вы выиграете в споре. Выигрыш в споре - это всегда ваш проигрыш, потому что человек запомнит, что вы нанесли ему обиду. Проигрывать в споре всегда обидно, часто стыдно.
- Лучше подведите человека аккуратно и постепенно к тому, чтобы он сам догадался и сам перешел на вашу сторону.
- Но лучше всего просто уклонитесь от спора
- Всегда помните, что вы можете быть неправы
- Не говорите кому-то, что он неправ. Проявляйте уважение к мнению других
- Никогда не говорите "сейчас я тебе объясню где ты не прав". Это равносильное тому, что я умнее тебя, а ты дурак
- Если нужно кого-то в чем-то убедить, никогда не показывайте этой своей цели, а говорите тонко, постепенно подводя собеседника самого нужной точке зрения, чтобы он сам ее принял, а не выслушивал ваши доказательства.
- Всегда помните, что вы можете быть неправы
- Если вы ошиблись, признайте это
- Кстати. если к вам пришли с несправедливыми обвинениями, часто стоит дать выговориться и даже признать вину (раз это произошло, возможно вы что-то и упустили из виду и от части это может быть ваша вина. Так и скажите оппоненту. А потом вместе с ним разберитесь. Покажите ему искренне, что хотите разобраться
- И вообще, чаще уступайте. Потом человек вернется и отплатит большим
- Вначале проявите свое дружеское отношение
- Никогда не начинайте выяснять отношения с наезда. Если придти к челвоека со сжатыми кулаками. он их тоже сожмет.
- Продолжение предыдущего: желая чего-то добиться никогда не начинайте разговор с тех материй, в которых расходитесь с оппонентом. Наоборот, поговорите о том, что вас объединяет. Получите расположение к себе.
- По факту это снова что-то из области манипуляций и механики нескольких Да :) Когда человек несколько раз вам отвечает Да, вскоре ему становится сложнее сказать Нет.
- Не прерывайте собеседника, дайте ему выговориться, если он чем-то недоволен.
- Нет смысла взвинченному человеку что-то доказывать.
- Пусть ваш собеседник почувствует, что идея принадлежит ему самому.
- Самый мощный прием, с моей точки зрения, попросить чьего-то совета. Поучаствовавший в создании чего-то человек будет на стороне того, кто это создавал. Потому что человек будет защищать и свои идеи и свой авторитет
- Поставьте себя на место другого человека. Как бы вы поступили на его месте?
- Каждый раз помните о том, что ваш оппонент ведет себя ровно так же , как вы вели бы себя, если бы родились и воспитывались также как он, общались ровно с теми же людьми и оказались ровно в его положении. Человек не совсем виноват в том, кто он есть. Это необходимо учитывать.
- Попытка увидеть вещи с его точки зрения могут помочь упростить и решить любую ситуацию
- Перед общение с людьми готовьтесь к общению, проанализируйте точку зрения оппонента. Чем он живет, чем думает, почему он так считает, почему не хочет купить у вас, почему не хочет помочь вам. Или почему он может захотеть вам помочь.
- Взывайте к благородным побуждениям
- А это уже чистая манипуляция и искренность тут не при чем :) примеры из книги: "не публикуйте этот портерт в газете, мне он не нравится" против "не публикуйте портрет, он расстроит мою маму. вы же не хотел бы расстроить свою маму"?
- Визуализируйте, инсценируйте, давайте наглядные примеры вживую
- Берите на слабо. Бросайте вызов.
Часть 4. Девять способов, как изменить человека не нанося ему обиды и не возбуждая негодования. Основные тезисы
- Начинайте с похвали и искреннего признания достоинств челвоека, а уже потом подсказывайте, в чем он не прав и что стоит изменить
- Я бы здесь упомянул знаменитое менеджерское правило: хвали прилюдно, ругай наедине
- Обращайте внимание людей на их ошибки косвенно, а не напрямую
- Отличный пример с курением в неположенном месте: менеджер подошел, раздал рабочим сигареты и сказал. что был бы рад, если бы они покурили на свежем воздухе. Рабочие прекрасно понимали, что менеджер имел ввиду. Но были довольны халяве и тем, что менеджер их не отчитывал и вообще ничего не сказал про правило. просто остроумно намекнул. после этого они охотнее будут соблюдать правила
- высказанное напрямую замечание вызывает раздражение и протест и желание продолжать в том же духе на зло высказавшемуся
- Сначала говорите о своих собственных ошибках
- Это смягчает и позволяет воспринять критику спокойнее
- Никто не любит приказного тона. Используйте вопросы, вместо приказов.
- Пример: Не подойдет ли вот это, как думаете? Может быть, если бы мы написали вот так, то это было бы лучше?
- Особенно это важно, если вы просите кого-то поменять плод его труда. Приказывая вы говорите, что он сделал фигово и нужно переделать. Вопрошая и как бы советуясь вы подключаете правило "пусть собеседник почувствует. что идея принадлежит ему"
- Дайте человеку спасти свое лицо
- Если нужно уволить, сделайте так, чтобы человек мог уйти с высоко поднятой головой, чтобы он в глазах окружающих уходил на высокой ноте
- Хвалите, поддерживайте. Не допускайте унижений, даже если человек ошибся
- все это компоненты игры вдолгую. Это инвестиции в будущее, во мнение о вас окружающих.
- Если вы прилюдно кого-то добили, то каждый это запомнит и будет ждать от вас ножа в спину
- Чтобы человек развивался, чтобы получить от него лучшие действия, хвалите его. будьте щедры на похвалу
- Людям нравится, когда их хвалят.
- Похвала - лучший способ закрепить определенный тип поведения
- хвалите даже за самые мелочи
- Создайте человеку доброе имя/репутацию, чтоюы он цеплялся за нее, старался поддерживать
- Люди будут стараться быть такими, как о них думают /(показывают, что думают)
- Шире пользуйтесь поощрением. сделайте так, чтобы недостаток выглядел легко исправимым, а дело, которым вы хотите его увлечь, легко выполнимым.
- Можно сказать человеку, что он может и танцует несколько старомодно, но в нем явно что-то есть и он легко сможет поправить небольшие огрехи и стать классным танцором. После чего этот человек начнет заниматься усерднее, т.к. его похвалили, сказали, что он чего-то может добиться и это реально. в ситуации. когда бы ему сказали, что он все время плохо танцует, человек быстро замкнется и потеряет интерес к танцу.
- Делайте так, чтобы людям было приятно делать то, что вы от них хотите
- Пример: Скажите, что для вас будет большой честью если кто-то согласится приянть ваше предложение.
Часть пятая. Основной тезис
Просите об одолжении или услуге.Людям , особенно врагам, может быть приятно помочь нуждающемуся. Здесь, полагаю, опять желание чувствовать свое превосходство, проявлять снихсодительность.
Из другой книги, но мне кажется тоже в кассу: люди охотнее помогут тому, кто должен. чем тому, кому должны.
Часть 6. Часть VI. Семь правил для того, чтобы сделать вашу семейную жизнь счастливее. Основные тезисы
Фактически эта часть книги - повторение всего пройденного выше. И, кстати, в аудикониге, которую я слушал, почему-то этой части не было. Нашел ее в одной из PDF ок
- Не придирайтесь!
- ох, вот просто не хочу здесь приводить примеров и аргументов. Я ужасно придирчевый и от этого очень сильно страдают мои близкие и сам я. Стараюсь с этим бороться изо всех сил. Эта книга помогла мне взглянуть на эту проблему пристальнее.
- Не пытайтесь переделать партнера
- Не критикуйте
- Будьте признательны
- Проявляйте внимание
- Будьте вежливы
- Прочитайте хорошую книгу о сексе