Хотите узнать о плюсах и минусах продукта с точки зрения клиентов до того, как угрохаете на него несколько лет разработки? Тогда тестируйте! А эта замечательная и интересная книга предлагает отличный инструментарий для решения задачи поиска, выбора и тестирования возможных решений проблем.
Банально, но
Семь раз отмерь, один раз отрежь.
Применимость и полезность
Метод, предложенный в книге, показался мне исключительно полезным. Авторы также отмечают, что метод применялся сотни раз и постепенно улучшался и оттачивался.
Меня удивило замечание о том, что брейншторм - это хорошо, но сначала нужно поработать независимо друг от друга. Проблема в том, что всегда имеет место "наведенная" мысль. Влияние идей или энтузиазма, авторитета или напора отдельных личностей на другие разумы.
Много внимание в методике уделено скорости. Предложены работающие инструменты поиска решений, создания прототипа и тестирования в сверх-сжатые сроки. Отдельные приемы я подумываю попробовать применять в повседневной работе при коллективной работе.
Интересно ли было читать? сложно?
О, книга по-настоящему интересная! Легкий юмор, интересные исторические справки, знакомство с внутренней кухней известных компаний. Читается очень легко и с удовольствием.
Нужны заметки на полях или годится аудиоформат?
Аудиоформат годится, но я не рекомендую. В конце книги приведен справочник-методичка по применению Спринта. Уже по этой причине неплохо иметь бумажную версию. Но книга богата наглядными иллюстрациями. Без них будет не фонтан.
Совет для читающих
Если в вашем коллективе нередки коллективные сеансы поиска решения сложных задач, обязательно прочитайте книгу и предложите прочитать ее коллегам.
Если вы часто тратите огромные бюджеты или годы на разработку, а потом продукт не очень-то взлетает. Обязательно, слышите, обязательно прочитайте эту книгу.
Вся книга одним предложением
Прежде чем создавать продукт, протестируйте его: пять дней, семь голов, много самоклеящейся бумаге и маркерных досок помогут найти решение, построить и протестировать прототип.
По полочкам
Пытаясь придать моим рецензиям больше пользы, придумал эту рубрику. Субъективная оценка книги по нескольким факторам с пятибалльной шкалой.
{fa-support fa-2x } | Полезность | {fa-battery-4 fa-2x} |
{fa-smile-o fa-2x} | Интересность | {fa-battery-4 fa-2x} |
{fa-headphones fa-2x} | Аудиоформатность | {fa-battery-2 fa-2x} |
{fa-lightbulb-o fa-2x} | Мыслегенерируемость | {fa-battery-3 fa-2x} |
{fa-edit fa-2x} | Применимость | {fa-battery-4 fa-2x} |
{fa-thumbs-o-up fa-2x} | Мой вердикт | {fa-battery-4 fa-2x} |
После прочтения сделать
Для себя я выписал следующие задачи, которые появились в голове благодаря книге:
- Провести Спринт на работе, чтобы создать и протестировать прототип портала самообслуживания клиентов техподдержки нашего продукта
- Пообщаться с нашим UI-прогером о возможности создания системы прототипирования GUI. С целью наглядного представления интерфейса при написании ТЗ
- Может быть, такой прототипостроитель можно сделать в excel или даже powerpoint?
Конспект
Подготовка
- В команде должны быть разнообразные люди, способные решать разные задачи, мыслить по-разному.
- В команде обязательно должен быть человек, который знает все о компании, ее целях приоритетах, о рынке и тп. Человек, который вправе принимать ключевые решения
- Никаких телефонов. Пришла смс и человек отключился от генерации идей, потерял настрой
- Нужны маркерные доски. Большие и много. Это и внешняя память и средство генерации идей за счет обзора множества записей
- График должен быть не напряженный и с перерывами
Понедельник
- Вопросы спринта
- Сформулировать цель. Те начать с конца. Что должны получить в конце спринта или еще дальше.
- Определить долгосрочную цель. Почему занимаемся проектом, чего хотим через пять лет в его результате.
- Оценить риски. Представить, что через год проект провалился. Почему? Какие предположения могли не сработать.
- Чего мы должны добиться, чтобы достичь цели
- Из выше приведенного составляем список вопросов, которые должен решить спринт
- Сначала расставить приоритеты, только потом искать решение
- Сформулировать цель. Те начать с конца. Что должны получить в конце спринта или еще дальше.
- Карта продукта/услуги
- Описывает пользовательский опыт . Кто и как взаимодействует с продуктом и услугой
- Слева всегда список ключевых участников процесса
- Справа всегда финальная ситуация, ожидаемый результат
- Схема должна быть простой, без деталей. Должна описывать только основные шаги.
- Не больше 20 шагов
- Опрос экспертов
- Руководитель, который знает бизнес и ответы на вопросы:
- Каковы критерии успеха для этого проекта
- В чем уникальное преимущество
- Какие открываются возможности
- Основные риски
- Руководитель, который знает бизнес и ответы на вопросы:
- Голос клиента (кто-то, кто больше всех работает с клиентом и понимает его сторону)
- Как все работает (кто понимает механизм создания/работы товаров и услуг)
- Например, пообщаться с плотниками, спросить сколько времени нужно на изделие, сколько стоит исходники, почему нет серии, насколько интересно создавать уникальные продукты и тп
- Были ли попытки неудачные решения этой проблемы
В процессе интервьюирования нужно записывать вопросы в виде «как мы можем....», например «кмм заинтересовать клиентов остаться на сайте подольше». Записывать нужно на клейкие листочки крупными маркером. Для локаничности . Их этих вопросов потом выбираются наиболее интересные и значимые.
- В итоге получаем список вопросов для решения найденных проблем
- Затем группируем все карточки по нескольким общим темам
- Затем все голосуют за лучшие карточки. Например, у каждого два голоса.
- Так выбирается несколько самых значимых вопроса и они перемещаются на карту, к соответствующему этапу карты
- Последний шаг: выбор точки приложения усилий
- Нужно выбрать ключевой шаг карты и ключевого участника.
- Если поработать проблемы этот шага, то будет решен самой главный вопрос, который поможет взлететь проекту. Это не обязательно самая сложная проблема, но обязательно наиболее влияющая на успех
- С помощью карточек кмм на карте можно сделать вывод о том, где будет максимальный эффект
Вторник
- поиск существующих решений
- Похожие проблемы решались и в других отраслях. Нужно поискать решения. Посмотреть разовые программы, разные решения компаний в других отраслях. И своим старые идеи тоже.
- Каждый должен составить такой список и выбрать одну две лучшие идеи
- Потом презентовать их максимум за три минуты
- Ключевые идеи презентованных продуктов и идет коллег, вызванные презентацией, записываем на доску
- Если приходит понимание, что ключевой вопрос спринта делится на части, то для работы с частями делимся на команды
- Генерация решений
- Каждый независимо от других начинает рисовать свое решение главной проблемы. Это лучше, чем брейншторм, потому что во время брейншторма одни влияют на других и нет независимых решений. меньше идей получается.
- Все работают в четыре этапа
- Заметки - сбор ключевой информации 20 мин
- смотрим на доску, делаем заметки.
- Идеи - эскиз решений в общих чертах - 20 мин
- записываем идеи, зарисовываем первый вариант прототипа, может просто схемы и тп
- Сумасшедшая восьмиминутка - быстрый просмотр возможных вариантов - 8 минут
- за 8 минут нужно придумать 8 альтернативных вариантов реализации лучших идей. нелььзя останавливаться на первом пришедшем в голову вариантом. можно взять три-4 идеи и реализовать по 2 или больше варианта реализации.
- удобно сложить один лист А4 на 8 частей и быстро зарисовывать по таймеру
- набросок решения - раработка деталей 30+ мин
- а теперь прорабатываем лучшие идеи (лучше одну) детально, удовлетворяя следующим требованиям:
- анонимно, но листку надо дать яркое название, чтобы проще было идентифицироваться
- все должно быть понятно без дополнительных объяснений
- используйте простые и внятные формулировки. текст - наше все
- хорошо каждую идею прорабатывать в виде трех кадров (слайдов). редко когда прорабатываемая проблема решается одним действием, одним объектом или одной ситуацией
- а теперь прорабатываем лучшие идеи (лучше одну) детально, удовлетворяя следующим требованиям:
- Заметки - сбор ключевой информации 20 мин
СРЕДА
- впервые смотрим на все решения и выбираем лучшие идеи
- сначала развешиваем все эскизы, полученные во вторник
- изучаем молча и каждый отмечает наиболее интересные пункты на листак, с помощью стикеров
- Никаких пояснений и обсуждений, чтобы исключить влияние харизмы тоГо или иного автора
- Если Кемерово элемент особенно кажется важным, можно клеить несколько стикеров.
- Если есть вопросы или ( это не осуществимо или вред), может выписать на стикер и приклеить в стороне
- Количество стикеров не ограничено
- Получается карта горячих точек. Это удобно, чтобы держать в голове самое главное
- быстро обсуждаем каждый листок и его основные элементы. выписываем наиболее интересные идеи с каждого листа на клейкие листы
- Собираемся вокруг одного наброска решения
- Ставим таймер на три минуты
- Модератор описывает решение как он его понял и подмечает ключевые точки
- Члены команды отмечают другие интересные моменты, которые модератор мог пропустить
- Модератор записывает интересные идеи, которые звучат в разговоре
- Перечисляем риски и непонятные моменты
- Автор наброска МОЛЧИТ, пока модератор не разрешает объявить автора
- Модератор просить объяснить, какие из его идей были упущены
- Главный итог обсуждения: реестр наиболее перспективных идей. Записанные интересные идеи клеим над эскизом решения
- Не нужно генерировать изо всех сил новые идеи и придумывать решение. Просто записать, что есть
- затем каждый голосует за одно решение
- У каждого один голос
- Каждый выбирает за какой эскиз голосует
- Потом за минуту объясняет почему
- Все это нужно только чтобы помочь распорядителю сделаю свой окончательный выбор
- после этого все осматривают распорядители (главные дяди) и отдают свои голоса
- У каждого распорядителя три метки для голосования. Он может голосовать за одно решение или за несколько
- Так выбираются один или несколько эскизов победителей. На основе них будет создаваться прототип
- Если выбрали два варианта, то либо их комбинируют (если возможно), либо тестируют потом два прототипа
- Рисуем Сториборд
- Делим доску на 15 квадратов. Каждый примерно два листа а4
- В первом квадрате рисуем открывающий историю кадр. Он должен описывать то, с чего начинается общение клиента с продуктом (полка магазина, реклама, статья, магазин приложений)
- Не придумывайте новое. А детализируйте уже созданный вчера вариант
- Не надо на сториборде оттачивать тексты
- Все события должны быть описаны, чтобы не заниматься размышлениями опять завтра
- Распорядитель принимает решения, чтобы было меньше колебаний
- Если есть сомнения, рискуйте
- Вся история должна занимать не более 15 минут. Т.е. Тестирование не должно длиться дольше
- В итоге получаем четкий план создания прототипа.
ЧЕТВЕРГ
- За один день можно создать прототип чего угодно
- Прототип должен быть реалистичным, в него нужно верить. Поэтому бумажный сайт гораздо хуже сайта, сделанного в powerpoint
- При создании прототипа руководствуемся правилами:
- Выбираем правильные инструменты
- если это на экране компьютера или смартфона: построители сайтов, прототипов, powerpoint
- если это бумага:powerpoint, word
- если услуга: сценарий для актеров(участников спринта)
- если это помещение: вносим изменения в существующее
- если это предмет, используем 3д притер или предлагаем брошюру, продвигающую товар
- Применяем прием" разделяй и властвуй". Распределяем роли между участниками:
- Создатели (>2 чел)
- части сториборда распределяются между создателями и управляющими активами
- Сборщик (1)
- обеспечивает единую стилистику всех элементов прототипа. собирает их
- Автор текстов (1)
- Создатели (>2 чел)
- Управляющий активами (>1)
- подбирает готовые фотографии и прочие материалы, чтобы их использовали создатели и не теряли время
- Интервьюер (1)
- должен написать сценарий интервью к пятнице
- Выбираем правильные инструменты
- Сборка элементов прототипа
- проверка единой стилистики
- устранение опечаток
- тестовый прогон
- проверяем, что сториборд воплощен полностью
- дает ли ответы на вопросы спринта
ПЯТНИЦА
- Сбор интервьюируемых
- лучше сделать с помощью гугл форм, размещенных на каком-то ресурсе, где есть целевая аудитория
- в гуглформах задать кучу вопросов, которые не дают четкого понимания, что будет тестироваться
- среди вопросов должны быть такие, которые будут отсеивать аудиторию нецелевую. (например, нам не нужны профессиональные повара)
- для повышения отклика нужно вознаграждение
- 5 интерьвю - необходимое количество, дающее 85% выявлений ключевых моментов. большее число уже не эффективно
- интервьювер один, но все прочие участники смотрят все по видео и делают свои собственные заметки. им не нужно будет доверяться отчету, они сами все видят и составят свои заметки.
- структура интервью из пяти частей
- доброжелательное приветствие
- серия общих открытых контекстных вопросов, касающихся самого потребителя
- вводное представление прототипа
- потребитель взаимодействует с прототипом (конкретное задание)
- быстрое подведение итогов интервью, чтобы убедиться, что основные впечатления потребителя зафиксированы верно
- обсуждение итогов и поиск закономерностей
- на доске под каждым интервьюируемым клеим заметки с позитивными и негативными заметками.
- пытаемся найти общие моменты
- смотрим на вопросы, сформулированные в пн. удалось ли на них ответить?
- понимаем, какие из этого всего вытекают дальнейшие шаги