Я не мог пройти мимо этого бизнес-романа Ленсиони. Хотелось в этой книге найти очень четкие советы о том, как сделать наши совещания продуктивными и не такими мучительными. Оказалось, что эта книга немножко про другое. Если раньше я думал, что с нашими совещаниями все совсем не так и нужно все переделать, то теперь я склоняюсь к мысли о том, что повестка-то им действительно не нужна! :) Более того, наши совещания не так уж и плохи.
Бонусом в конце статьи найдете маленькую табличку, которая практически целиком передает суть книги.
Применимость и полезность
Книга не содержит сотни советов по повышению пользы совещаний, нет в ней шаблонов для повестки / листа решений и т.п. Зато в ней есть несколько идей, которые переворачивают взгляд на совещания. Несмотря на странные киношные аналогии, логика в этих идеях чувствуется. Подробнее о них смотрите в конспекте.
После романа следует короткая глава, которая коротко и ясно передает те мысли, которые изложены до этого в художественной форме.
Интересно ли было читать? сложно?
Читается очень легко и быстро, читается с интересом, хотя литературные достоинства автора и не впечатляют.
Нужны заметки на полях или годится аудиоформат?
Уверен. что аудиоформат очень подойдет этой книге.
Совет для читающих
Эта книжка может оказаться совсем не о том, что вы ждали :) Здесь даже не заостряется внимание на том, что результатом совещания обязательно должно быть решение или задача со сроками и ответственным. И все же, расслабьтесь и получайте удовольствие.
Вся книга одним предложением
Не пытайтесь впихнуть в одно совещание все что можно и разделяйте совещания по типам, особенно не смешивайте вопросы тактического и стратегического характера.
По полочкам
Пытаясь придать моим рецензиям больше пользы, придумал эту рубрику. Субъективная оценка книги по нескольким факторам с пятибалльной шкалой.
{fa-support fa-2x } | Полезность | {fa-battery-3 fa-2x} |
{fa-smile-o fa-2x} | Интересность | {fa-battery-4 fa-2x} |
{fa-headphones fa-2x} | Аудиоформатность | {fa-battery-4 fa-2x} |
{fa-lightbulb-o fa-2x} | Мыслегенерируемость | {fa-battery-3 fa-2x} |
{fa-edit fa-2x} | Применимость | {fa-battery-3 fa-2x} |
{fa-thumbs-o-up fa-2x} | Мой вердикт | {fa-battery-3 fa-2x} |
После прочтения сделать
Для себя я выписал следующие задачи, которые появились в голове благодаря книге:
- Рассказать собственникам бизнеса о содержимом этой книги
- Поместить в календарь точки о напоминании необходимости полугодичных совещаний, чтобы напомнить собственникам о том, что конкуренты не спят
- Попробовать внедрить пятиминутки в отделе техподдержки, чтобы снизить различные расходы коммуникационного плана
- Предложить коллегам попробовать на еженедельных совещаниях новый формат, чтобы сделать их более эффективными и короткими
- Попробовать внедрить 60-секундные обзоры в начале еженедельных совещаний (заменив существующие 5- 10-минутные обзоры).
- Договориться составлять повестку после этих обзоров и начинать большие обсуждения только после того, как составлена оперативная повестка.
- Отпускать незаинтересованных лиц до завершения совещания.
- Подумать о других предложениях, сформулировать их на бумаге и обсудить сначала с шефом, потом попробовать предложить коллегам.
Конспект
Основные проблемы совещаний:
- Скучные, нет драматизма
- Для решения этой проблемы нужно не избегать конфликтов, не юлить в поисках политкорректных высказываний и не сдерживать свое мнение. Нужно искать и подпитывать противоречия. Нужно вытащить конфликт наружу, чтобы принять обдуманное решение.
- С конфликтами и спорами будет просто интереснее
- Чтобы конфликт не перешел в ссору, ведущий может встревать в разгар спора и говорить: «вы молодцы, очень здорово, что подняли этот вопрос и рассматриваете с разных точек зрения. Это всем нам нужно. Продолжайте». Это остудит пыл и даст понять собеседникам, что спор – это нормально и каждый должен огласить свою точку зрения, привести аргументы.
- При этом должен быть человек, который будет принимать окончательное решение
- Отсутствие контекстуальной структуры (отсутствие ограничений на обсуждаемые темы)
- Во время совещания участники могут поднять любые вопросы: административные, тактические, стратегические, корпоратив. В результате будет страшная мешанина. Разным участникам будет интересна разная часть такого совещания, а большую часть времени люди будут мучиться.
- Необходимо разделение совещаний по темам. Автор рекомендует применять четыре вида совещаний
Четыре вида совещаний
- Утренние стендапы-пятиминутки
- Цели и задачи такого совещания:
- чтобы коллектив четко понимал над чем работает команда в регулярном режиме
- быстро выявлять проблемы, а не ждать их разрешения до следующей недели, если в команде имеются сложности с коммуникациями
- устранение сложностей с коммуникациями
- ускорение коммуникаций: гораздо быстрее в разговоре с утра договорить о встречах, узнать кто и когда занят, чем заниматься длительной перепиской или хождениями по этажам днем.
- Лучше проводить стоя, а дополнительно строго ограничивать максимум 10 минутами
- Важно проводить их регулярно
- Не всегда они могут быть полезны в конкретной организации (распределенные команды, разница в часовых поясах, иные особенности организации)
- Цели и задачи такого совещания:
- Еженедельные (тактические) совещания (45-90 минут)
- Совещания о неотложных тактических проблемах. Цели и задачи: решить назревшие вопросы и внести ясность
- Важна посещаемость и регулярность
- Рекомендуемая структура совещания:
- Блицопрос участников: каждый максимум за 60 минут озвучивает 2-3 свои приоритета на этой неделе.
- Показания приборов: озвучивается несколько ключевых показателей состояния бизнеса, очень короткий обзор результатов деятельности. Чтобы понимать, куда движется корабль и не нужно ли на этом совещании обсудить резкое падение выручки на прошлой неделе.
- Определение повестки: да, повестку на совещание нужно определить после блицопроса и проверки показания приборов. Именно эти данные и должны определить повестку текущего совещания.
- Все прочие вопросы должны быть решены в отдельных рабочих группах.
- Ни в коем случае нельзя обсуждать стратегические вопросы. От этого не будут решены насущные проблемы, да и сами стратегические вопросы вряд ли можно решить за такой короткий срок и без подготовки. Более того, переключаться между темами разного калибра очень тяжело. Еще опаснее то, что тактические проблемы могут повлиять на стратегические решения. А это вредно. Если возникла сложная стратегическая тема, ведущий должен внести ее в список стратегических вопросов и прекратить дискуссию.
- Ежемесячные стратегические встречи (больше 2 часов)
- Как правило, это самый интересный вид совещаний
- Обсуждать нужно лишь 2-3 сложных вопроса, не больше, иначе пострадает глубина проработки или вообще не будет решения
- Также важна регулярность
- Даже если в месяце случилось несколько срочных ситуационных стратегических совещания (см ниже), нельзя отказываться от регулярных ежемесячных совещаний. Иначе очень быстро стратегические совещания вообще исчезнут.
- Трудности
- Сложно выделить больше двух часов в месяц на такое совещание. Но важно помнить, что именно они дадут наибольший результат в долгосрочной перспективе
- Перегрузка повестки – нельзя оговорить все важные вопросы сразу. Не стоит даже пытаться. Пострадает общее качество.
- Если не проводить предварительной подготовки к ежемесячному совещанию, толку от него будет мало. Поэтому участникам нужно как можно раньше сообщить о запланированных к обсуждению темах. Нужны также дополнительные меры, чтобы сотрудники начали готовиться, а не пришли на совещание с пустыми руками.
- Не бойтесь конфликтов, они нужны, чтобы совещание получилось результативным
- Ситуационные стратегические совещания
- Иногда сложные и большие вопросы, всплывшие на тактическом совещании, нельзя откладывать до следующего запланированного стратегического совещания. Тогда можно сделать внеплановое срочное стратегическое совещание, выделив время для подготовки необходимой информации.
- Важно отделить это совещание во времени от тактической встречи
- Такие совещания очень важны. Их наличие показывает, что организация способно быстро реагировать на важные стратегические вопросы, требующие быстрого решения.
- Ежеквартальные выездные обзоры (два дня)
- Да, у таких сборов негативная репутация: праздное времяпрепровождение топ-менеджеров на курорте). Но эти сборы могут быть крайне важными при правильной организации.
- Достоинства: менеджеры имеют возможность отключиться от рутины, от административных проблем, от ежедневных тактических задач и взглянуть на бизнес незамутненным взглядом
- Темы для рассмотрения:
- Полноценная оценка стратегии
- Оценка руководящей команды
- Оценка коллектива (обсуждение ключевых сотрудников)
- Оценка деятельности конкурентов и отрасли в целом
- Трудности
- Перегрузка на совещаниях
- Излишнее структурирование
- Излишняя праздность
- Избегать участия людей со стороны, это может повредить сплочению и открытости команды
- Да, совещаний получилось как-то много. Но они стали полезнее, они будут экономить больше ресурсов, вопросы и проблемы будут решаться быстрее. Как минимум, если общаться попарно, то информация будет передаваться дольше, чем на общем совещании.
Тип совещания | Продолж. | Цель и формат | Ключ к успеху |
Ежедневная пятиминутка | 5 минут | Поделиться графиком и делами на день |
|
Еженедельное тактическое совещание | 45-60 мин | Обзор задач и показателей на неделю, решение тактических проблем |
|
Ежемесячная ситуационная стратегическая встреча | 2-4 часа | Обсуждать, анализировать, устраивать мозговые штурмы, решать ключевые для долгосрочного успеха вопросы |
|
Ежеквартальный выездной обзор | 1-2 дня | Провести обзор стратегии, трендов в отрасли, конкурентного ландшафта, ключевых сотрудников, развития команды |
|