Просмотров: 7877

Ура, наконец я перехожу к тому, что больше всего любят лучшие прокрастинаторы планеты: инструменты оперативного планирования! :)

Я не буду здесь подробно пересказывать GTD, постараюсь сделать акценты на том, что мне кажется наиболее эффективным в еженедельном и повседневном планировании. Фактически, мы рассмотрим мои типичные действия по планированию и достижению целей на временных интервалах в месяц, неделю и день.

Предыдущие статьи из большого цикла о планировании:

  1. Долгосрочное планирование
  2. О вреде планирования на год, о его пользе и про 12 недель в году

Краткая энциклопедия тайм-менеджмента

Начну я с азов тайм-менеджмента. Каждый день мы сталкиваемся с самыми разными задачами. Чтобы далее говорить на одном языке, я приведу некоторые вольно сформулированные определения, которые сами по себе содержат порой хорошие советы по организации времени. Если Вы знакомы с GTD, знаете, чем слон отличается от лягушки, то читать энциклопедию нет смысла. Именно поэтому я спрятал ее под спойлер.

{slider title="Краткая энциклопедия тайм-менеджмента" open="false"}

{/sliders}

Календарь и 12 месяцев

Я использую электронный календарь, потому что он существенно удобнее бумажного. У бумажных носителей нет напоминаний, неудобно листать в поисках нужной даты. В моем случае бумажный ежедневник рассчитан лишь на часть года и никак не может заменить календарь.

touchcalendar

На Android я использую программу Touch calendar, мне понравилась плавность масштабирования календаря и способ его листания. Все синхронизаируется с моим календарем на nextcloud. Раньше синхронизировался через google calendar. Главное, что все мои календари доступны в outlook и thunderbird на работе и дома.

Календарь нужен для внесения в него событий и дел, которые строго привязаны к конкретному сроку. Задачи с дедлайном тоже можно вносить в календарь, но лишь для информации. Планирование таких задач и в целом работа с ними должна происходить вне календаря, т.к. она растянута во времени и дедлайн – всего лишь крайний срок, а не время, когда задача будет выполняться.

Пример хороших задач для календаря:

Работа с календарем очень проста. При планировании задач на неделю необходимо просмотреть события в календаре на две недели вперед, чтобы выписать в ежедневник задачи, которые могут быть связаны с ближайшими событиями и с подготовкой к ним.

Особенные дни

В каждом месяце у меня есть специальные дни, от которых сильно зависит моя продуктивность.

Санитарный день

Есть такие дела, которые не приводят нас к мечтам и глобальным целям, но выполнение которых обязательно. Нам нужно мыться, оплачивать счета, стричься, убираться в квартире, покупать страховки, обслуживать автомобиль и т.п.

ovca gosti

Автор изображения: Татьяна Задорожняя

Часто это мелкие дела и часто их приходится выполнять посреди более полезных дел. А самый страшный грех продуктивного человека – многозадачность и частые переключения между делами. Поэтому логично все непродуктивные дела собрать в одно время и последовательно разобраться с ними в какое-нибудь непродуктивное время, чтобы потом ничего не забыть.

У меня на санитарные дела выделен небольшой кусочек каждой субботы. И большой кусочек третьей субботы каждого месяца. Например, в третью субботу я посещаю парикмахера, занимаюсь покупкой одежды, книг, подарков или хозтоваров.

Для получения максимальной выгоды от санитарного дня я советую составить чек-лист «санитарных» дел, которые приходится выполнять периодически. Так вы ничего не забудете и возьмете от этого времени все.

Чек-листы – это очень полезная штука! Они разгружают мозг, ускоряют работу и сводят на нет вероятность ошибки. Рекомендую использовать чек-листы везде, где только можно. На работе и дома.

День заточки пилы

BillSaw Sharpen

Это очень важный день для меня. Название я взял из книги С. Кови «7 навыков высокоэффективных людей». В этот день я решаю очень важные задачи:

  1. Остановиться, перевести дух, полностью отключиться от забот, побыть в тишине и наедине с собой, вдалеке от привычной обстановки, переключиться, встряхнуться, расслабиться, отдохнуть от рутины и тревожных мыслей.
  2. Подумать о фундаментальных ценностях, о своей миссии. Не изменилось ли что-то, не нужно ли исправить, усовершенствовать формулировки. Проверить показания своих внутренних приборов под надписью «жизнь в согласии с самим собой».
  3. Выполнить ретроспективный обзор прошедшего месяца или квартала (если это последний месяц квартала).

Рассказывать о первых двух пунктах, наверное, нужно в отдельной статье.

По третьему пункту я писал в статье о 12-недельном планировании. Фактически, это анализ прогресса по 12-недельному плану или планирование нового квартала.

Я советую создать свой чек-лист для обзора. Он может выглядеть следующим образом

Еженедельное планирование

Еженедельное планирование начинается с ретроспективы :)

Как видите, я люблю оглядываться назад. Этому есть простое объяснение:

если периодически не сверяться с картой, не анализировать пройденный путь с его трудностями, проблемами и успехами, то можно всю жизнь топтаться вокруг одной и той же точки, наступать на одни и те же грабли, игнорировать потрясающие возможности, строить один и тот же велосипед, который снова не поедет на новом отрезке пути.

Дальше я просто приведу свой чек-лист еженедельного планирования с небольшими комментариями. Да, снова чек-лист. Просто потому, что так быстрее и удобнее планировать :)

Ежедневное планирование

Планирование следующего дня я стараюсь выполнять в последние 15 минут рабочего дня. Во-первых, начало дня для меня самое эффективное время и тратить его на планирование мне жалко. Во-вторых, получается некий ритуал, который подсказывает моему мозгу, что рабочий день закончился и сейчас будут задачи другого типа. Это позволяет быстрее переключиться на отдых или на домашние дела и освободить голову от рабочих задач, освободить ее для другого.

Три главных дела дня – это ключ к высокой эффективности.

Выпишите три главных дела на день, чтобы начать день именно с них. Если три главных дела дня не выполнены, значит день прожит зря. Не всегда это три дела. Часто это 2, реже одно. Беру я их из главных задач 12 недельного плана и из прочих важных задач, которые я выписал на неделю.

Также на новый день я всегда назначаю дело-лягушку.

Стоит изучить календарь и проверить, какие дела привязаны ко времени, эти дела стоит пометить конкретным временем. При необходимости делаю напоминалку «13.00 Через час нужно быть на встрече, собирайся», если она уже не установлена в календаре.

После того, как три главных дела и лягушка записаны, можно подумать, чем необходимо заняться в новом дне. Я просматриваю, не осталось ли что-то важное и срочное с предыдущего дня, выписываю в новый. Несколько дел выписываю из набежавшего срочного за прошедший день.

Есть очень хорошее правило: дело поступившее сегодня всегда переносится на завтра. Сегодняшний день уже занят важными задачами.

Это правило позволит не тонуть в срочной и неважной рутине, позволит успевать. Сюда же запишем еще одно важное правило, защищающее нашу эффективность:

Не читайте почту с утра. Утром выполняйте важные дела, а почту с новыми задачами разгребайте не раньше обеда.

Затем я снова открываю план на неделю и выписываю несколько задач второстепенного толка в количестве, достаточном, чтобы загрузить, но не перегрузить новый день. Как правило, за день все задачи выполнить не получается, зато есть некоторый выбор, можно заняться той задачей, к которой лежит душа.

Очень важно стремиться выполнить главные задачи, поэтому с ними никакого выбора не должно быть.

За выполнение всех намеченных на день главных задач я придумываю себе маленькую награду (перевести 200р на специальный счет развлечений и бесполезных покупок; бокал виски со стейком в среду вечером и т.п.)

Инструменты еженедельного и ежедневного планирования

Бумажные еженедельники

Долгое время для записи любой информации, в том числе задач, я использовал Evernote. Теперь Evernote у меня – это инбокс для информации и задач/проектов. Но непосредственно планирование я стал вести на бумаге (я об это писал в прошлом году). У такого подхода есть неожиданный плюс: бумага не может вместить все четыре сотни важные и срочные задачи, которые легко умещает в себе Evernote и любой другой электронный блокнот. Поэтому на бумагу попадают только самые-самые важные и срочные задачи.

Кроме того, мне приходится работать за компьютером 99% времени. А мне нравится, чтобы список дел всегда был перед глазами, поэтому сначала я выписывал его из evernote на лист бумаги, а потом просто перешел на использование ежедневников.

Существует множество ежедневников и для моих задач идеально подойдет простейший из них. Но я нашел ежедневник, который чуть больше, чем идеальный. Он уже имеет структуру под недельное и ежедневное планирование. Даже некоторые зачатки под ежемесячное. В нем выделены три строки под главные дела (одна из них под лягушку, но я на это не обращаю внимание). А главное, этот ежедневник рассчитан на один квартал, поэтому в нем на каждый день есть две страницы и при этом он тоньше обычных годовых ежедневников.

Для себя я выбрал Ежедневник по методу Г. Архангельского Executive version . Вот как выглядят его страницы:

arch day1  arch day2

На самом деле, мне прекрасно подошел бы и самый простой, с чистыми листами. Также хочу порекомендовать следующие ежедневники:

Метод Помодоро

Очень известная практика. Рабочий день разбивается на короткие отрезки времени «помидорки». Это интервалы времени по 25 минут. В это время вы запрещаете себе переключаться между задачами, отвлекаться на помощь коллегам, на соцсети и на все прочее. 25 минут полной концентрации. Между каждыми помидорками необходимо делать перрерыв в 5 минут. А после 4 съеденных помидорок – 15 минут. В эти перерывы нельзя продолжать сидеть за столом и заниматься чем бы то ни было, что хоть немного похоже на обычную рабочую нагрузку.

Этот метод позволяет:

Когда мне удается за день съесть хотя бы 8 помидорок (т.е. не пропустить перерывы и не отвлекаться во время помодоро-интервала), в конце дня я чувствую себя превосходно, полным сил и энергии.

Кстати, очень рекомендую наполнять перерывы физической активностью. Пройтись по лестнице вверх-вниз, например. А в большие перерывы лучше всего выйти на улицу, подышать (а курить – вредно).

Полезная литература и ссылки

Еще полезняшек

В одной из ближайших e-mail рассылок (в февральской или мартовской) будут материалы с чеклистами для еженедельных и ежемесячных ретроспектив, а также печатные материалы, которые я использую для стратегического планирования. Подписывайтесь на рассылку. Я делаю ее не чаще раза в месяц и стараюсь делиться полезным.

Для чего мне нужны подписчики? Для нанесения непоправимой пользы, для нетворкинга (в самом лучшем значении этого слова), для анализа эффективности моего блога.

Выводы

Все, что я писал в этом цикле статей про планирование не имеет никакого смысла, если у вас нет цели.

Для чего вам это все нужно? Путь к какой цели вы планируете?

А если вдруг захочется попрокрастинировать (отлынивать от работы, соцсети, планирование и прочая не продуктивная деятельность), просто вспомните, достижения какой цели вы себя лишаете.

Пожалуй, это главная мысль всех трех статей. Хорошего вам года и успешного достижения целей!

Автор картинки в шапке: Jon Calleja