Как я веду конспекты

Сейчас прохожу обучение в школе менеджеров Стратоплан.

Человек я с крайне скверной памятью. А информация в Стратоплане архиполезная. Поэтому я веду конспекты (лучше запоминается, когда пишешь; остается запись, по которой я могу быстро восстановить в голове информацию).

В этой статье я хочу поделиться своей техникой конспектирования, которую я впервые начал применять на конференциях и которая в полной мере раскрылась и сформировалась именно в Стратоплане.



В основе этой техники лежит Evernote, хотя он может быть легко заменен аналогом (OneNote мне все больше и больше нравится) или даже набором папочек с Word документами. Я даже не буду объяснять, как это сделать в другом инструменте, все весьма очевидно.


Структура данных

У меня есть такой набор блокнотов, созданный специально для Школы 3.0:
Поясню отдельные пункты:
  • фокус - это то, над чем я должен постоянно работать или над чем работаю прямо сейчас. Например, там у меня сейчас находится годовой календарь, чтобы он был постоянно перед глазами.
  • Видео, статьи и т.п. - это блокнот для материалов, которые я нашел полезными для изучения.
  • Отзывы - это я собираю свои мнения, пожелания для Стратоплана.
  • Персоны - это досье/контакты людей, с которыми я познакомился в школе и развитие/продолжения контакта с которыми мне представляется полезным/интересным.

 Ведение конспекта

 Конспект я веду непосредственно во время лекции. Благо, печатаю быстро, умею коротко формулировать мысль, особенно если лектор уже изначально её формулирует четко и коротко :) (в Стратоплане лекторы хороши!)

Обнаружил интересный момент: если лекция хорошо структурирована (если нет, то это плохая лекция), то ее очень удобно записывать в виде интеллект-карты или просто структурированного списка. Вот пример лекции про алгоритм конструктивного общения (опечатки и орфошибки не исправлял :) ):
Все картинки кликабельны
 
Корневые элементы списка - это базовые темы лекции. Все что под ними - это детали. Чем глубже, тем детальнее о детали.

Отдельно помечаю элементы списка с помощью таких ключевых слов и двоеточия: "Пример:", "Определение:"

В процессе лекции часто необходимо заскриншотить рисунок на флипчарте или даже слайд (если на нем много важной информации или просто схема).
Стараюсь не скриншотить все слайды, гораздо полезнее переформулировать и записать мысль в свой древовидный список самостоятельно. Полезные слайды стараюсь вставлять непосредственно  в дерево. Это конечно несколько портит его стройность, но не особо мешает его восприятию и чтению. Ниже пример:


Чтобы делать такие аккуратные скриншоты мне не приходится принтскринить весь экран, вставлять в пейнт, вырезать только нужный кусок и т.д. Я использую специальную программу, которая создана исключительно для гибкой и эффективной работы со скриншотами: http://getgreenshot.org/
После установки она перехватит на себя реакцию на кнопку print screen. Нажатие на эту кнопку "замараживает" изображение на ээкране, вызывает режим выделения части экрана. После выделения нужной части экрана появляется контекстное меню, в котором предлагается выбрать дальнейшее действие, например скопировать в буфер обмена, отправить по почте, отправить в дропбокс и скопировать ссылку и т.п. С помощью этой программы я делаю скриншот нужного участка экрана и вставляю его в эвернот менее чем за 2 секунды! Категорически рекомендую.

 

Подвал конспекта

Важнейшим элементом конспекта считаю его подвал, здесь у меня три секции:
 

Литература

Полезные ссылки из чата и скайпа, их раздают организаторы или ими делятся слушатели во время лекции, ссылки на литературу (как правило дает лектор)
 

Домашнее задание

Сюда скриншотю слайды с ДЗ и копирую ссылки на ДЗ из чатов.

Выполняю домашнее задания я прямо в этом же разделе, пишу здесь ответы и результаты. Думаю потом получится забавная ретроспектива.
 

Идеи/Мысли

Для меня этот раздел самый значимый! Когда я слушаю лекцию, почти всегда мне в голову приходит, как я могу это применить на работе, чтобы что-то улучшить. Или может быть в личной жизни даже. Стараюсь потом переносить мысли из этого раздела в свои задачи, часть попадает в блокнот fokus
 
 

Заключение

Мне эта схема очень нравится. Этот конспект получается очень емким и компактным. Перед каждым занятием я за пять минут изучаю предыдущий конспект и удивляюсь, как все здорово и компактно записано. 

В результате я не пересматриваю потом лекции, не качаю даже презентацию. Правда регулярно забываю из-за этого про тесты в личном кабинете :)

Эту же схему я использую на конференциях. Разве только скриншотинг там выглядит более трудоемким :) (с помощью мобилки и дропбокса, в который фотки автоматом перелетают). Поэтому я всегда на конференциях с ноутбуком :)

Будет очень интересно узнать мнение общественности, поделитесь своими приемами, с удовольствием бы усилил свою методику свежими решениями!