Как разработать и протестировать новый продукт за 5 дней

Хотите узнать о плюсах и минусах продукта с точки зрения клиентов до того, как угрохаете на него несколько лет разработки? Тогда тестируйте! А эта замечательная и интересная книга предлагает отличный инструментарий для решения задачи поиска, выбора и тестирования возможных решений проблем.

Банально, но

Семь раз отмерь, один раз отрежь.

Применимость и полезность

Метод, предложенный в книге, показался мне исключительно полезным. Авторы также отмечают, что метод применялся сотни раз и постепенно улучшался и оттачивался.

Меня удивило замечание о том, что брейншторм - это хорошо, но сначала нужно поработать независимо друг от друга. Проблема в том, что всегда имеет место "наведенная" мысль. Влияние идей или энтузиазма, авторитета или напора отдельных личностей на другие разумы.

Много внимание в методике уделено скорости. Предложены работающие инструменты поиска решений, создания прототипа и тестирования в сверх-сжатые сроки. Отдельные приемы я подумываю попробовать применять в повседневной работе при коллективной работе.

Интересно ли было читать? сложно?

О, книга по-настоящему интересная! Легкий юмор, интересные исторические справки, знакомство с внутренней кухней известных компаний. Читается очень легко и с удовольствием.

sprintbooks 2

Нужны заметки на полях или годится аудиоформат?

Аудиоформат годится, но я не рекомендую. В конце книги приведен справочник-методичка по применению Спринта. Уже по этой причине неплохо иметь бумажную версию. Но книга богата наглядными иллюстрациями. Без них будет не фонтан.

Совет для читающих

Если в вашем коллективе нередки коллективные сеансы поиска решения сложных задач, обязательно прочитайте книгу и предложите прочитать ее коллегам.

Если вы часто тратите огромные бюджеты или годы на разработку, а потом продукт не очень-то взлетает. Обязательно, слышите, обязательно прочитайте эту книгу.

Вся книга одним предложением

Прежде чем создавать продукт, протестируйте его: пять дней, семь голов, много самоклеящейся бумаге и маркерных досок помогут найти решение, построить и протестировать прототип.

По полочкам

Пытаясь придать моим рецензиям больше пользы, придумал эту рубрику. Субъективная оценка книги по нескольким факторам с пятибалльной шкалой.

Полезность 
Интересность
Аудиоформатность
Мыслегенерируемость
Применимость
Мой вердикт

 

После прочтения сделать

Для себя я выписал следующие задачи, которые появились в голове благодаря книге:

  • Провести Спринт на работе, чтобы создать и протестировать прототип портала самообслуживания клиентов техподдержки нашего продукта
  • Пообщаться с нашим UI-прогером о возможности создания системы прототипирования GUI. С целью наглядного представления интерфейса при написании ТЗ
    • Может быть, такой прототипостроитель можно сделать в excel или даже powerpoint?

Конспект

Подготовка

  • В команде должны быть разнообразные люди, способные решать разные задачи, мыслить по-разному.
  • В команде обязательно должен быть человек, который знает все о компании, ее целях  приоритетах, о рынке и тп. Человек, который вправе принимать ключевые решения
  • Никаких телефонов. Пришла смс и человек отключился от генерации идей, потерял настрой
  • Нужны маркерные доски. Большие и много. Это и внешняя память и средство генерации идей за счет обзора множества записей
  • График должен быть не напряженный и с перерывами

Понедельник

 

  • Вопросы спринта
    • Сформулировать цель. Те начать с конца. Что должны получить в конце спринта или еще дальше.
      • Определить долгосрочную цель. Почему занимаемся проектом, чего хотим через пять лет в его результате.
      • Оценить риски. Представить, что через год проект провалился. Почему? Какие предположения могли не сработать.
    • Чего мы должны добиться, чтобы достичь цели
    • Из выше приведенного составляем список вопросов, которые должен решить спринт
    • Сначала расставить приоритеты, только потом искать решение
  • Карта продукта/услуги
    • Описывает пользовательский опыт . Кто и как взаимодействует с продуктом и услугой
    • Слева всегда список ключевых участников процесса
    • Справа всегда финальная ситуация, ожидаемый результат
    • Схема должна быть простой, без деталей. Должна описывать только основные шаги.
    • Не больше 20 шагов
  • Опрос экспертов
    • Руководитель, который знает бизнес и ответы на вопросы:
      • Каковы критерии успеха для этого проекта
      • В чем уникальное преимущество
      • Какие открываются возможности
      • Основные риски
  • Голос клиента (кто-то, кто больше всех работает с клиентом и понимает его сторону)
  • Как все работает (кто понимает механизм создания/работы товаров и услуг)
    • Например, пообщаться с плотниками, спросить сколько времени нужно на изделие, сколько стоит исходники, почему нет серии, насколько интересно создавать уникальные продукты и тп
  • Были ли попытки неудачные решения этой проблемы

В процессе интервьюирования нужно записывать вопросы в виде «как мы можем....», например «кмм заинтересовать клиентов остаться на сайте подольше». Записывать нужно на клейкие листочки крупными маркером. Для локаничности . Их этих вопросов потом выбираются наиболее интересные и значимые.

  • В итоге получаем список вопросов для решения найденных проблем
  • Затем группируем все карточки по нескольким общим темам
  • Затем все голосуют за лучшие карточки. Например, у каждого два голоса.
  • Так выбирается несколько самых значимых вопроса и они перемещаются на карту, к соответствующему этапу карты
  • Последний шаг: выбор точки приложения усилий
    • Нужно выбрать ключевой шаг карты и ключевого участника.
    • Если поработать проблемы этот шага, то будет решен самой главный вопрос, который поможет взлететь проекту. Это не обязательно самая сложная проблема, но обязательно наиболее влияющая на успех
    • С помощью карточек кмм на карте можно сделать вывод о том, где будет максимальный эффект

Вторник

  • поиск существующих решений
    • Похожие проблемы решались и в других отраслях. Нужно поискать решения. Посмотреть разовые программы, разные решения компаний в других отраслях. И своим старые идеи тоже. 
    • Каждый должен составить такой список и выбрать одну две лучшие идеи
    • Потом презентовать их максимум за три минуты
    • Ключевые идеи презентованных продуктов и идет коллег, вызванные презентацией, записываем на доску
    • Если приходит понимание, что ключевой вопрос спринта делится на части, то для работы с частями делимся на команды
  • Генерация решений
    • Каждый независимо от других начинает рисовать свое решение главной проблемы. Это лучше, чем брейншторм, потому что во время брейншторма одни влияют на других и нет независимых решений. меньше идей получается.
    • Все работают в четыре этапа
      • Заметки - сбор ключевой информации 20 мин
        • смотрим на доску, делаем заметки.
      • Идеи - эскиз решений в общих чертах - 20 мин
        • записываем идеи, зарисовываем первый вариант прототипа, может просто схемы и тп
      • Сумасшедшая восьмиминутка - быстрый просмотр возможных вариантов - 8 минут
        • за 8 минут нужно придумать 8 альтернативных вариантов реализации лучших идей. нелььзя останавливаться на первом пришедшем в голову вариантом. можно взять три-4 идеи и реализовать по 2 или больше варианта реализации.
        • удобно сложить один лист А4 на 8 частей и быстро зарисовывать по таймеру
      • набросок решения - раработка деталей 30+ мин
        • а теперь прорабатываем лучшие идеи (лучше одну) детально, удовлетворяя следующим требованиям:
          • анонимно, но листку надо дать яркое название, чтобы проще было идентифицироваться
          • все должно быть понятно без дополнительных объяснений
          • используйте простые и внятные формулировки. текст - наше все
          • хорошо каждую идею прорабатывать в виде трех кадров (слайдов). редко когда прорабатываемая проблема решается одним действием, одним объектом или одной ситуацией

СРЕДА

  • впервые смотрим на все решения и выбираем лучшие идеи
    • сначала развешиваем все эскизы, полученные во вторник
    • изучаем молча и каждый отмечает наиболее интересные пункты на листак, с помощью стикеров
      • Никаких пояснений и обсуждений, чтобы исключить влияние харизмы тоГо или иного автора
      • Если Кемерово элемент особенно кажется важным, можно клеить несколько стикеров.
      • Если есть вопросы или ( это не осуществимо или  вред), может выписать на стикер и приклеить в стороне
      • Количество стикеров не ограничено
      • Получается карта горячих точек. Это удобно, чтобы держать в голове самое главное
    • быстро обсуждаем каждый листок и его основные элементы. выписываем наиболее интересные идеи с каждого листа на клейкие листы
      • Собираемся вокруг одного наброска решения
      • Ставим таймер на три минуты
      • Модератор описывает решение как он его понял и подмечает ключевые точки
      • Члены команды отмечают другие интересные моменты, которые модератор мог пропустить
      • Модератор записывает интересные идеи, которые звучат в разговоре
      • Перечисляем риски и непонятные моменты
      • Автор наброска МОЛЧИТ, пока модератор не разрешает объявить автора 
      • Модератор просить объяснить, какие из его идей были упущены
      • Главный итог обсуждения: реестр наиболее перспективных идей. Записанные интересные идеи клеим над эскизом решения
      • Не нужно генерировать изо всех сил новые идеи и придумывать решение. Просто записать, что есть
    • затем каждый голосует за одно решение
      • У каждого один голос
      • Каждый выбирает за какой эскиз голосует
      • Потом за минуту объясняет почему
      • Все это нужно только чтобы помочь распорядителю сделаю свой окончательный выбор
    • после этого все осматривают распорядители (главные дяди) и отдают свои голоса
      • У каждого распорядителя три метки для голосования. Он может голосовать за одно решение или за несколько
      • Так выбираются один или несколько эскизов победителей. На основе них будет создаваться прототип
      • Если выбрали два  варианта, то либо их комбинируют (если возможно), либо тестируют потом два прототипа
  • Рисуем Сториборд
    • Делим доску на 15 квадратов. Каждый примерно два листа а4
    • В первом квадрате рисуем открывающий историю кадр. Он должен описывать то, с чего начинается общение клиента с продуктом (полка магазина, реклама, статья, магазин приложений)
    • Не придумывайте новое. А детализируйте уже созданный вчера вариант
    • Не надо на сториборде оттачивать тексты
    • Все события должны быть описаны, чтобы не заниматься размышлениями опять завтра
    • Распорядитель принимает решения, чтобы было меньше колебаний
    • Если есть сомнения, рискуйте
    • Вся история должна занимать не более 15 минут. Т.е. Тестирование не должно длиться дольше
    • В итоге получаем четкий план создания прототипа.

ЧЕТВЕРГ

  • За один день можно создать прототип чего угодно
  • Прототип должен быть реалистичным, в него нужно верить. Поэтому бумажный сайт гораздо хуже сайта, сделанного в powerpoint
  • При создании прототипа руководствуемся правилами:
    • Выбираем правильные инструменты
      • если это на экране компьютера или смартфона: построители сайтов, прототипов, powerpoint
      • если это бумага:powerpoint, word
      • если услуга: сценарий для актеров(участников спринта)
      • если это помещение: вносим изменения в существующее
      • если это предмет, используем 3д притер или предлагаем брошюру, продвигающую товар
    • Применяем прием" разделяй и властвуй". Распределяем роли между участниками:
      • Создатели (>2 чел)
        • части сториборда распределяются между создателями и управляющими активами
      • Сборщик (1)
        • обеспечивает единую стилистику всех элементов прототипа. собирает их
      • Автор текстов (1)
    • Управляющий активами (>1)
      • подбирает готовые фотографии и прочие материалы, чтобы их использовали создатели и не теряли время
    • Интервьюер (1)
      • должен написать сценарий интервью к пятнице
  • Сборка элементов прототипа
    • проверка единой стилистики
    • устранение опечаток
  • тестовый прогон
    • проверяем, что сториборд воплощен полностью
    • дает ли ответы на вопросы спринта

ПЯТНИЦА

  • Сбор интервьюируемых
    • лучше сделать с помощью гугл форм, размещенных на каком-то ресурсе, где есть целевая аудитория
    • в гуглформах задать кучу вопросов, которые не дают четкого понимания, что будет тестироваться
    • среди вопросов должны быть такие, которые будут отсеивать аудиторию нецелевую. (например, нам не нужны профессиональные повара)
    • для повышения отклика нужно вознаграждение
  • 5 интерьвю - необходимое количество, дающее 85% выявлений ключевых моментов. большее число уже не эффективно
  • интервьювер один, но все прочие участники смотрят все по видео и делают свои собственные заметки. им не нужно будет доверяться отчету, они сами все видят и составят свои заметки.
  • структура интервью из пяти частей
    • доброжелательное приветствие
    • серия общих открытых контекстных вопросов, касающихся самого потребителя
    • вводное представление прототипа
    • потребитель взаимодействует с прототипом (конкретное задание)
    • быстрое подведение итогов интервью, чтобы убедиться, что основные впечатления потребителя зафиксированы верно
  •  обсуждение итогов и поиск закономерностей
    • на доске под каждым интервьюируемым клеим заметки с позитивными и негативными заметками.
    • пытаемся найти общие моменты
    • смотрим на вопросы, сформулированные в пн. удалось ли на них ответить?
    • понимаем, какие из этого всего вытекают дальнейшие шаги

Полезные ссылки

https://www.thesprintbook.com