Темой последней встречи моего литературного клуба была правильная подача информации (презентации, ораторское искусство, переписка). В результате я прочитал четыре книги: «Пиши сокращай», «Автор, ножницы, бумага», «Пирамида Минто» и «Риторика» Аристотеля. Первые две книги очень хороши, о них сегодня подробнее.

ПИШИ, СОКРАЩАЙ. КАК СОЗДАВАТЬ СИЛЬНЫЙ ТЕКСТ. М. ИЛЬЯХОВ, Л. САРЫЧЕВА

Сегодня это практически библия контент-маркетологов, редакторов и людей, работающих с текстом. В этой книге описывается и продвигается информационный стиль письма.

Применимость и полезность

Книга очень полезная и информация в ней применима людям любых профессий. Даже если Вы пишите художественные романы, Вам все равно необходимо общаться с издателями и другими людьми, а значит четко и доступно формулировать мысли в текст, причем так, чтобы получить желаемое от адресата.

Пиши, сокращай – это книга про то, как заставить текст работать.

Интересно ли было читать? сложно?

Читать было интересно просто потому, что мне это нужно было. Хотя первые две главы местами страдают очень нудным содержанием, они технические, с большим количеством похожих примеров. Из-за них читать было скучно и тяжело. Зато третья глава – интересна просто потому, что очень полезна.

Нужны заметки на полях или годится аудиоформат?

Аудиоформат категорически не годится. И я даже не рекомендую читать пиратские PDF. Покупайте книгу. Пригодится. Тем более, оформлена она хорошо.

Совет для читающих

Если считаете, что хорошо разобрались в том, что пишет автор на странице, смело переходите к следующему параграфу, иначе быстро устанете от книги.

Второй совет: прочитайте обязательно, если привыкли писать коллегам длинные непонятные письма.

Вся книга одним предложением

Когда пишите текст, подумайте о том, что вы пишите его не для себя, а для кого-то и что этот текст должен быть полезен и интересен адресату.

По полочкам

Пытаясь придать моим рецензиям больше пользы, придумал эту рубрику. Субъективная оценка книги по нескольким факторам с пятибалльной шкалой.

{fa-support fa-2x } Полезность  {fa-battery-4 fa-2x}
{fa-smile-o fa-2x} Интересность {fa-battery-2 fa-2x}
{fa-headphones fa-2x} Аудиоформатность {fa-battery-0 fa-2x}
{fa-lightbulb-o fa-2x} Мыслегенерируемость {fa-battery-1 fa-2x}
{fa-edit fa-2x} Применимость {fa-battery-4 fa-2x}
{fa-thumbs-o-up fa-2x} Мой вердикт {fa-battery-4 fa-2x}

 

Конспект

{slider title="Конспект \"Пиши, сокращай\"" open="false" class="icon"}

Конспект
  1. Коротко, честно, объективно
  2. Будь заботливым, полезным и честным автором
  3. Смысл важнее слов
  4. Главное в сильном тексте - забота о читателе. Подумай о том, что этот текст пишешь для себя. Хочет читатель ломать голову? Какая задача у читателя при чтении вашего текста?
  5. Факты, примеры - все это нужно использовать, чтобы читатель сам делал выводы и давал оценку. Нельзя читателю просто навязывать свою оценку без примеров. Потому что собственные выводы читателя - самые сильные. Поэтом истории и примеры вместо оценок и прилагательных.
  6. Если текст можно вставить на сайт конкурента с минимальными переделками-это плохой текст без фактов и со штампами
  7. Глаголы лучше причастных, существенных и тп. Действие лучше!
  8. Округляйте числа. Не используйте неопределенные "почти, около, больше, меньше, кто-то". Это все мусор.
  9. Одно предложение - одна мысль. Сообщать о новом термине и тут же взаимодействовать с ним - это две мысли в одном предложение.
  10. Лишние мысли - удалить. Важные мысли - обобщить. Сложное - объяснить по цепочке.
  11. Чтобы получился хороший синтаксис, нужно делать две вещи:
    1. Читать текст вслух много раз.
    2. Переписывать все, на чем спотыкаешься. Трудно читать- исправляй, упрощай, убирай запятые
  12. Больше одного подчиненного предложения в сложном предложении-преступление.
  13. Первое предположение абзаца - это как заголовок у текста
    1. Можно начать абзац с главной мысли.
    2. Или с чего-то интригующего.
  14. А у сложных тем в конце абзаца еще и вывод возможен.
  15. Один абзац - одна тема.
  16. Важно ставить цель для текста.  Работая на уровне всего текста: нельзя отходить от темы - цели текста. Убирайте все лишнее.
  17. Заголовки глав должны иметь похожую структуру.
    1. Хороший пример: есть, танцевать, гулять.
    2. Плохой: еда, где потанцевать, как мы погуляли.
  18. Важно думать над структурой модулей текста. Каждый модуль должен иметь похожую структуру. Например: описываются города в главах, у каждого города есть подразделы: еда, парки, музеи.
  19. Во вступлении можно использовать четыре стратегии:
    1. погружать в тему,
    2. актуализировать знания,
    3. создавать интерес,
    4. формировать доверие к автору.
  20. Вступление стоит сочинять в последнюю очередь. Хотя порой оно помогает начать.
  21. Вот примеры того, что можно писать в заключении, чтобы это было интересно:
    1. Запомнить - шпаргалка с основной мыслью или главным советом.
    2. Как подготовиться, что дальше, что теперь - инструкция.
    3. Взять с собой - перечень, руководство.
    4. Как это отразится на ... (читателе, герое) - размышления.
    5. Еще можно рассказать о какой-то тонкости или дать полезный совет, который относится ко всей статье.
  22. А вот чего делать не стоит в заключении:
    1. повторять все основные мысли статьи;
    2. лить воду по теме и около нее;
    3. писать «На этом всё», «Конец» или «Спасибо за внимание»;
    4. просто бросать статью без заключения.
  23. Хороший заголовок должен отвечать на вопрос «О чём сказано в этом тексте?»
  24. Чтобы привлечь внимание заголовком, нужно написать полезную статью,  а не креативить с оригинальными оборотами в заголовке.
  25. Объясняя что-то, нужно идти от простого к сложному, использовать картинки. А любую теорию разбавлять интересными примерами.
  26. Как писать обучающие статьи
    1. Захватить внимание
    2. Познакомить с предметом
    3. Сначала показать
    4. От простого к сложному
    5. Привязать к реальности
    6. Помочь с трудностями
    7. Помочь структурой
    8. Добавить выводов
  27. Нужно учитывать, что у людей восприятие завязано на их личный  опыт. И если одному понятно сравнение планшета с листом А4, то другому понятнее сравнение с 15 дюймовым ноутбуком. Нужно приводить факты так, чтобы они были воспринимались целевой аудиторией.
  28. Продающие тексты:
  29. Вообще, факты - это хорошо. Главное, чтобы они были полезны читателю, а не просто красивыми цифрами. и важно, чтобы их не было слишком много.
  30. Выносить в заголовок пользу от продукта.
  31. Давать читателю возможность взвесить все «за» и «против».
  32. Четко определять целевую аудиторию - кому это полезно.
  33. Рассказывать истории о том, как ваш продукт пригодился покупателю, улучшил его жизнь.
  34. Откровенно вредные или глупые советы по продающим текстам:
    1. Не использовать слова, которые обозначают что-то плохое: боль,
    2. проблемы, сложности. Не использовать частицу «не».
    3. Чередовать слова, которые начинаются на гласные и согласные.
    4. В любом рекламном тексте давать скидку или говорить об ограниченном предложении.
    5. Подталкивать читателя к действию прямо сейчас.
  35. Вот как правильно продавать:
    1. Простые слова
    2. Польза для клиента
    3. Детали и сценарии
    4. Доказательства
    5. Уважение и забота
  36. Как продать себя: писать о том, чем вы полезны другим.
    1. Заголовок: ваше имя и предназначение
    2. Кто вы и чем полезны - без выкрутасов, чтобы было сразу понятно, чем занимается. Любому обывателю понятно. Особенности и детали должны быть потом. Чем вы полезны - это не то, что вы делаете. Первое-это какой результат приносите. Второе-это какие действия для этого предпринимаете.
    3. В подробностях: что делаете и как это работает
    4. Сценарии: когда к вам обращаться
    5. Тонкости: что вы знаете и умеете, что делает вас хорошим
    6. Ограничения: когда вы не сможете помочь и что тогда делать
    7. Миссия, стратегическая цель, интересы
    8. Изюминка
  37. Дело не в самих темах, а в пользе для окружающих: если им это бесполезно, им не нужно об этом знать.
  38. Текст должен быть написан в мире читателя

{/sliders}


 awtor big

Автор, ножницы, бумага. Н.Кононов

Если предыдущая книга посвящена такому вопросу, как написание коротких текстов (рекламные и информационные объявления, письма, резюме и т.п.), то герой этой рецензии помогает написать тексты длинные: начиная от небольшой статьи, заканчивая полноценной книгой.

ПРИМЕНИМОСТЬ И ПОЛЕЗНОСТЬ

Книга полезна, если вам приходится писать логриды. Автор подсказывает, как выстроить рабочий процесс, чтобы на выходе получилась интересная для читателя статья или книга.

Именно описание такого рабочего процесса для меня оказалось самым полезным и интересным в книге.

Ключевым моментами являются цель, план и интересность конечному потребителю.

В конце каждой главы очень качественные подведения итогов с концентрированными формулировками.

ИНТЕРЕСНО ЛИ БЫЛО ЧИТАТЬ? СЛОЖНО?

Читать было интересно и легко. 

НУЖНЫ ЗАМЕТКИ НА ПОЛЯХ ИЛИ ГОДИТСЯ АУДИОФОРМАТ?

Книга очень хорошо зайдет в аудиоформате.

СОВЕТ ДЛЯ ЧИТАЮЩИХ

Если любите писать или серьезно относитесь к блогу – обязательно прочитайте.

ВСЯ КНИГА ОДНИМ ПРЕДЛОЖЕНИЕМ

Пишите только о том, о чем пишите, не лейте воду, поддерживайте интерес к тексту и много работайте, чтобы получить отличный результат.

ПО ПОЛОЧКАМ

Пытаясь придать моим рецензиям больше пользы, придумал эту рубрику. Субъективная оценка книги по нескольким факторам с пятибалльной шкалой.

{fa-support fa-2x } Полезность  {fa-battery-3 fa-2x}
{fa-smile-o fa-2x} Интересность {fa-battery-2 fa-2x}
{fa-headphones fa-2x} Аудиоформатность {fa-battery-3 fa-2x}
{fa-lightbulb-o fa-2x} Мыслегенерируемость {fa-battery-1 fa-2x}
{fa-edit fa-2x} Применимость {fa-battery-4 fa-2x}
{fa-thumbs-o-up fa-2x} Мой вердикт {fa-battery-3 fa-2x}