Отличная книга, которая будет полезна любому начинающему и не очень начинающему менеджеру. Хотите практических примеров от опытного и успешного управленца? Максим Батырев начинал карьеру в продажах, но книга не для продажников, а именно для менеджеров - людей, управляющих людьми. Кстати, для прождажников не так давно вышла книга про татуировки продавана :)
(спонсор картинки - ozon.ru)
Общая оценка книги: хорошо
Книга написана очень простым и живым языком. Аудиоверсия идет на ура. Книга насыщена конкретными примерами из личного опыта автора. Местами автор излишне категоричен в формулировках. Плохо это в том числе и из-за того, что формулировки эти могут читаться неоднозначно, а без примеров могут читаться и совсем неправильно. Поэтому ниже я даю не всегда авторские названия "татуировок", а свое, так сказать, прочтение.
"Татуировка" в книге - это некое важное и фундаментальное правило или принцип, о котором должен помнить каждый менеджер. Ну, некоторые правила не такие уж и фундаментальные и может были добавлены для того, чтобы книга набрала достойный объем.
Многие из татуировок встречаются в хорошей бизнес литературе. Но я все равно получил удовольствие и некоторую пользу от прочтения. Не лишне периодически себе напоминать о главных татуировках менеджера.
С другой стороны, многие татуировки повторяют друг друга, а некоторые, мгяко говоря, не тянут на фундаментальность. Ну и всегда стоит помнить, что есть его величество контекст, его прислужники исключения и вообще, святой здравый смысл. Это я к тому, что ни одна книга не должна быть законом.
По полочкам
Пытаясь придать моим рецензиям больше пользы, придумал эту рубрику. Субъективная оценка книги по нескольким факторам с пятибалльной шкалой.
{fa-support fa-2x } | Полезность | {fa-battery-3 fa-2x} |
{fa-smile-o fa-2x} | Интересность | {fa-battery-4 fa-2x} |
{fa-headphones fa-2x} | Аудиоформатность | {fa-battery-4 fa-2x} |
{fa-lightbulb-o fa-2x} | Мыслегенерируемость | {fa-battery-3 fa-2x} |
{fa-edit fa-2x} | Применимость | {fa-battery-4 fa-2x} |
{fa-thumbs-o-up fa-2x} | Мой вердикт | {fa-battery-3 fa-2x} |
{fa-scissors fa-2x} Вся книга одним предложением: хороший менеджер - это человек, который работает с людьми, постоянно учится сам и приучает учиться подчиненных и действует последовательно и оперативно.
Конспект - все 45 татуировок
- Сначала изучи основы, базовые правила в отрасли/сфере деятельности/профессии, а потом уже предлагай свои гениальные решения
- Читать полезную литературу и осмысливать прочитанное - необходимое условие развития человека. Тренировка мозга - необходима для эффективного менеджера.
- Вовремя отказаться от решения/стратегии - признак сильного менеджера. Неспособность отказаться от своего детища - путь к банкротству в бизнесе или жизни
- То, что очевидно для вас - не очевидно для других
- Ищите контакта с профессионалами ("сильными", эффективными, выдающимися людьми), уделяйте время и силы им, а не тем, кто сам к тебе прилипает. Потому что прилипают обычно "слабые" люди, которые за твой счет будут пытаться оправдать свои слабые позиции.
- Каждому можно простить его ошибку. Но только одну и ту же прощать стоит лишь один раз. Да еще если оно того стоит (если человек признает и желает исправить ситуацию, и т.п.). А иначе - наказывать.
- Не делайте работу за подчиненных. Люди охотно садятся на шею.
- Не вступайте в переговоры с террористами (если кто-то переходит к шантажу, нужно сразу увольнять / отрезать )
- Клиенты - наше всё
- Даже в кабаке / на корпоративе / в походе с подчиненными необходимо оставаться менеджером и контролировать/заботиться о своих сотрудниках
- Не бойтесь избавляться от слабых, не жалейте о потраченном на обучении времени. Лучше найти более сильного. И не пытайтесь переделать тех, кому это не нужно!
- Называйте вещи своими именами, не тратьте время на намеки, просто скажите как есть. И не забывайте говорить, что кто-то работает плохо или хорошо. Людям нужна система координат, чтобы понимать, куда идти.
- Делайте то, что проповедуете. Если требуете не опаздывать, то вы не имеете права опаздывать,
- Подчиненные быстро начинают копировать начальника. Если начальник вечно уставший и грустный - упадок будет и у подчиненных. Если начальник полон энергии и горой за клиента - подчиненные действуют аналогично
- Добро должно быть награждено, а зло наказано. Всегда
- Учить - лечить - мочить (если кто-то делает что-то не так, то сначала объясняем и показываем. Если продолжается, то начинаем наказывать, т.е. "лечить", а если снова продолжается , то избавляемся от неизлечимого).
- Развивайте свои сильные стороны. Попытка прокачать слабые стороны даст меньший эффект,а то и демотивирует
- Сильные уважают только силу. С сильными людьми стоит порой быть жестким
- Усиливают команду только единомышленники. Хоть считается, что команда должна быть разнообразной, но сила команды не в разнообразии, а в едином стремлении.
- Если решение уже принято, то не стоит его обсуждать с подчиненными. Потому что встретив сопротивление придется как-то объяснять почему. А зачем, если решение уже принято? Будет лишь неловкая ситуация, обиды обоюдные.
- Не делайте исключений из-за специфичности. Если кто-то считает свою ситуацию специфичной, он начнет использовать специфичность как оправдание бездействию.
- Хвалите людей! А если что-то попросили сделать, всегда берите на контроль, даже самую мелочь. И потом проверяйте результат и благодарите. Потому что отсутствие благодарности на какую-то мелочь может оказаться страшным демотиватором
- Не рассчитывайте на людскую благодарность. От добра добра не ищут
- Лучший (единственный?) способ построить команду - делать что-то всем вместе
- Менеджер должен быть крайним
- Время важнее идеальности. см. татуировку 31
- Защищайте интересы своего руководителя
- Люди будут делать, когда легче сделать. чем не сделать. Создавайте соответствующие условия
- Выращивайте людей - это ваша главная цель (вкладывайте в них свои знания, направляйте, учите, развивайте)
- Любая ваша идея может быть подвергнута сомнению и об этом нужно помнить и готовиться работать с возражениями.
- В кризис нужно действовать, а не анализировать. Дубль 26 и 31
- Справедливость - это что-то субъективное. Если сотрудник взывает к справедливости, то это не конструктивно и бессмысленно. Эти разговоры нужно рубить под корень и прекращать их развитие
- Часто нужно бороться со следствиями , а не с причиной. Т.е. тушить пожар, а не думать, от чего он возник. См. татуировку 31. Это ее дубль
- Каждый отвечает за себя. Т.е. менеджер не отвечает за всех, он отвечает за себя. И вообще, нужно требовать ответственности от каждого. Ответственность - это вообще личная готовность действовать
- Коучи вредят организации, т.к. пытаясь показать свою эффективность оголяют и раскручивают психологические проблемы сотрудников
- Будьте последовательны. А непоследовательность путь к неуважению подчиненными и коллегами.
- Люди, которые мечтают сильно уступают людям, которые имеют цель и идут к ней
- Любая неоднозначность трактуется в худшую для вас сторону
- Любое ваше слово может быть задачей, см. пункт 22
- Единый понятийный аппарат улучшает управляемость. Поэтому пичкайте знаниями и книжками сотрудников, если собирайтесь применять эти знания
- Дисциплина - очень важна!
- Меняйте слабых на сильных. См. 11 А работа с двоечниками, их поощрение приведет к размножению двоечников и распространению этого вируса на вчерашних отличников
- Делайте больше, чем нужно
- Старайтесь совершать маленькие подвиги, о которых будут говорить ваши подчиненные. И показывайте, что это может каждый.
- Всегда помните, однажды вас уволят. Это хорошо мотивирует на то. чтобы подумать, а тем ли я сейчас занимаюсь, не приблизит ли меня это к увольнению/смерти, действительно ли я занимаюсь важным.